Лечение
25 минут чтения
Конституции человека

Три конституции

Трехцветная монада — символ тибетской медицины.

Синий цвет обозначает воду и холод — природу Слизи.

Красный цвет обозначает страстность — свойство Ветра (иногда эта конституция обозначается белым цветом, символизирующим воздух — ее стихию).

Желтый цвет — жар и цвет Желчи.

В тибетской медицине человек всегда рассматривается как единая целостная система, нормальное функционирование которой зависит от трех физиологических начал, или конституций (доша) — Слизь (эндокринная и лимфатическая системы), Желчь (пищеварительная и сердечнососудистая системы), Ветер (нервная система). Состояние этих трёх конституций в организме, гармоничное или возмущённое, определяет здоровье или нездоровье, как физическое, так и внутреннее душевное.

Все три доши (конституции, физиологические системы) присутствуют у каждого человека, однако одна или две из них, как правило, доминируют. В соответствии с преобладанием той или иной доши (конституции), люди в тибетской медицине различаются по типам — человек Желчи, человек Слизи, человек Ветра. На Востоке с этими понятиями встречаются с самого рождения: соседский худенький, юркий
мальчишка — типичный «ветерок», его полная, статная мама, конечно, «слизь», ворчливый и упрямый сосед относится к типу «желчь».

Помимо этих трех, существуют также смешанные типы конституций: Желчь-Слизь, Желчь-Ветер, Ветер-Слизь, Ветер-Желчь-Слизь.

У каждого типа проявляются те или иные характерные физические признаки, психологические свойства, предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Конституциональный тип человека наследуется генетически, но подвержен изменению в зависимости от образа жизни, возраста, характера питания, а также от влияния погодных, природных явлений, иными словами, от среды обитания человека.

Сезоны года (например, осенью активизируется Желчь), определенные периоды жизни, прием пищи (острой, жареной, злоупотребление кислой едой) могут вызвать временное возмущение Желчи даже у людей с доминирующими конституциями Ветер и Слизь.

Существует также зависимость доминирования конституции от возраста. «Старость — возраст Ветра, зрелость — Желчи, а детство — Слизи, так распределяются доша по возрастам» («Чжуд-Ши», Тантра Основ). Это значит, что люди, к какой бы конституции они ни относились, в детстве все предрасположены к расстройству системы Слизи, в зрелости — к расстройству Желчи, а в старости — к расстройству Ветра.

Европейцам известны конституции с античных времен Гиппократа и Галена, знаменитых врачей, которые сделали первые попытки создания типологии личности, разделив людей по темпераменту: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Холерики (греч. chole — желчь)
соответствуют в тибетской медицине конституции Желчь (тиб. мхрис), сангвиники (лат. sanguis — кровь) — Ветру (тиб. рлунг), флегматики (греч. phlegma — слизь) — Слизи (тиб. бадкан). Четвертый тип — меланхолики (греч. melanos — черный, chole — желчь) в тибетской медицине не
нашел своего отражения, и на мой взгляд, этот тип соответствует всем трем дошам в состоянии упадка — глубокого инь. Понятия «сангвиник», «холерик», «флегматик», «меланхолик» ассоциируются, в основном, с психоэмоциональным поведением человека. Тибетская
медицина пошла значительно дальше античной, объединив психотипы с физиологией.

Для каждого типа людей было определены:
особенности пищеварения, цвет кожи, цвет мочи, глубина и скорость пульса, характерные качества крови, связь этих типов с возрастом и специфика заболеваний характерных для каждого из них.

С точки зрения тибетской медицины, здоровье — это гармоничное состояние трех конституций при условии нормального выведения нечистот (мочи, кала, пота, мокроты). Такое состояние, называемое гомеостазом, обеспечивает стойкий иммунитет.

Под понятием «иммунитет» принято подразумевать способность организма сопротивляться внешним инфекциям и другим неблагоприятным факторам воздействия на организм.

Как известно, иммунитет поддерживается особыми элементами крови — Т-лимфоцитами. При возникновении очага инфекции эти Т-лимфоциты устремляются к нему и уничтожают его. Вырабатываются они вилочковой железой, которая находится за грудиной и функционирует с рождения человека до его 15-летнего возраста — того момента, когда в полную силу начинают работать все остальные железы. После этого вилочковая железа становится ненужной и утрачивает свои функции.

Во взрослом возрасте защитные функции берут на себя лимфатические узлы и сосуды лимфатической системы, а также клетки крови.

Однако, как мы наблюдаем, даже в детские годы, при активной работе вилочковой железы, нет никаких гарантий устойчивости иммунитета. Мы видим, что многие дети, посещающие детский сад, постоянно болеют вирусными инфекциями, гайморитами, простудами и так далее. Им прописывают витамины, иммуноглобулиновые комплексы, но все тщетно — болезни не прекращаются. То же происходит и в школьном
возрасте, и в студенческие годы, когда смена привычной обстановки сопровождается повышенными нагрузками — эмоциональными, нервными. И снова эффект от приема мультивитаминов и иммуномодулирующих препаратов оказывается минимальным или отсутствует
вовсе.

Если говорить о трудоспособном возрасте, то, несмотря на то, что питание в странах Запада за последние полтора века стало более полноценным и разнообразным, несмотря на то, что фармацевтическая промышленность предлагает все новые и новые средства для повышения иммунитета, люди не стали болеть меньше. Все так же распространены гепатиты, пневмонии, заболевания суставов, системные поражения организма и другие болезни, которые ассоциируются с иммунодефицитом. Кроме всего прочего, появляются все новые иммунодефицитные заболевания, такие, как СПИД, различные формы гепатита, рака. В чем же дело? Что думает об этом медицина?

В современной западной медицине причинами снижения иммунитета называют самые различные факторы. Тем не менее, лечение предполагается всегда одно — замещение естественного иммунитета организма искусственными препаратами. В этом заключена вся суть западной заместительной терапии.


В противоположность этому в тибетской медицине иммунитет понимается как естественное состояние организма, необходимым и единственным условием которого является равновесие, гармония все тех же трех физиологических начал, конституций (доша).

А достигается это равновесие, в первую очередь, питанием и образом жизни, соответствующими типу конституции человека.


При условии равновесия в организме конституция Ветер (нервная система) обеспечивает адекватные реакции человека на внешние факторы и раздражители, умение справляться со стрессами и избегать деструктивных эмоций, провоцирующих заболевания.

Конституция Желчь поддерживает уровень энергии, согревает организм, что позволяет ему противостоять воздействию внешнего холода. Кроме того, она отвечает за нормальное пищеварение, при котором любые инфекции, вирусы и микробы, попадающие в организм с пищей, уничтожаются (расщепляются) желудочным соком, секретом поджелудочной железы и желчью, производимой печенью.

Конституция Слизь отвечает за функции слизистых оболочек, которые поглощают и выводят из организма различные внешние загрязнения и инфекции, а также регулирует работу лимфатической системы, очищающей организм и выводящей из него микробы, токсины и продукты распада клеток.

Любое нарушение баланса в системе трех конституций создает «брешь» в защите организма и делает человека уязвимым к внешним и внутренним воздействиям.

Трёхцветная монада — символ тибетской медицины